Витражи в интерьере. История
Причудливая игра лучей света, преломляющихся, проходя через цветные стекла витражей, придает неповторимое очарование интерьеру.
Техника витражного искусства появилась в VI – VII веках нашей эры и изначально использовалась для оформления христианских храмов. Мерцающие цветные лучи в темных помещениях базилик поражали воображение, создавая нужную атмосферу религиозного экстаза.
Сначала мотивами витражей служили растительные и геометрические узоры с преобладанием красного и синего цветов, лишь в эпоху Возрождения витражи становятся настоящими картинами с реалистичным отображением художественных полотен известных мастеров. Начиная с XVI века, витражи становятся декоративным элементом светского интерьера, ими начинают украшать дворцы и частные здания. На Руси витражи стали появляться значительно позднее, только в XI – XIII веках, и первоначальное применение также получили в церквях. Лишь намного позже, к XIX веку, витраж проникает в жилые и общественные здания.
Немало поспособствовало популяризации витражей возникновение стиля модерн. Витраж выходит из оконных рам и дверных проемов и постепенно заполняет собой почти все ниши архитектурного и прикладного искусства. Витражные купола, потолки, фонари, рекламные надписи постепенно преображают внешний облик города. В интерьерах комнат витражи можно встретить в дверных перегородках, настенных панно, мебели. А техника новых стекол, созданная Л.К.Тиффани, произвела настоящую революцию в стекольном деле и стала самой распространенной техникой в мире по изготовлению витражных абажуров, плафонов, бижутерии и других изделий декоративно-прикладного искусства из цветных кусочков стекла.
К сожалению, Первая мировая война, начавшаяся в 1914 году, и случившаяся за ней Революция 1917 года прервали триумфальное шествие витража. Из-за национализации крупных стекольных предприятий после Октябрьского переворота почти все существующие витражные мастерские были закрыты. Интерес к композициям из цветного стекла вновь появился лишь в 1930 году. Советская эпоха придала витражному искусству совсем другую направленность. Теперь витраж стал не столько декоративным элементом интерьера, сколько реалистическим плакатом, одним из средств массовой идеологии.
В наше время вновь произошел возврат к оформлению интерьера жилого дома витражами. Техник и классификаций витражей сейчас насчитывается великое множество, каждый может выбрать ту, которая придется ему по душе. Существует также имитация витражной техники, выполняемая с применением современных технологий, которая значительно удешевляет процесс и, соответственно, полученное таким образом изделие.